Керамика: что такое фарфор, фаянс, шамот и терракота. история и особенности производства фарфора

Плюсы и минусы

Сегодня из фарфора изготавливают множество изделий, имеющих разное предназначение. В каждом случае состав материала может изменяться, в свете чего на первый план выходят те или иные особенности сырья. В целом следует выделить следующие положительные качества фарфора:

  • сырье является полностью непроницаемым для влаги;
  • материал не имеет пустот в своем составе, что рассматривается как большой плюс в плане гигиеничности изделий из фарфора;
  • посуда из фарфора устойчива к химии, в частности, к кислотам;
  • несмотря на то что изделия из фарфора в большинстве своем тонкие, материал выделяется стойкостью к механическим повреждениям;
  • сувенирная продукция, а также сервизы и другая посуда способны пропускать свет, что придает им особое изящество и воздушность;
  • продукция из высококачественного сырья выделяется своим благородным цветом без серого отлива;
  • поверхность изделий из фарфора будет идеально гладкой;
  • большая часть декоративной продукции может использоваться в быту для приема пищи, что делает ее универсальной.

Не лишен материал и изделия из него некоторых минусов:

  • большая часть фарфоровой продукции требует особого подхода относительно ухода и хранения;
  • как правило, качественные изделия выделяются своей высокой стоимостью;
  • посуда и сувенирная продукция не выдерживают резких скачков температуры.

Как правильно выбрать посуду для кухни

Не стоит опрометью бежать на кухню и вытаскивать из глубин кухонных шкафчиков блюдца и красивые кружки. Их нельзя просто в хаотичном порядке расставить на кухонном столе. Есть важные правила, которые помогут улучшить декор вашей кухни.

Можно повесить на кухне в подходящих для этого местах открытые полочки. На них имеет смысл расположить красивую, нарядную посуду из фарфора. Она не предназначена для повседневного использования, но будет радовать ваш взор. Оригинальные сахарницы, вазочки с декоративными элементами создадут на вашей кухне ощущение уюта.

Открытая полка с посудой для кухни

Если же открытые полочки уже присутствуют в вашем гарнитуре, расставьте там кухонную посуду. Это очень практично: нужные вещи всегда будут у вас под рукой. Уберите микроволновку, мультиварку и кухонный комбайн подальше – на нижние шкафы кухонного гарнитура. Если вас не пугают дополнительные трудности, займитесь установкой на кухне встроенных стеллажей.

Декоративные полки с кухонной посудой

Если под мойкой имеется много свободного пространства, можно расположить полки прямо над ней. Там можно хранить посуду, которой вы пользуетесь каждый день. Решите, что из перечисленного вам подходит, и красивая посуда создаст для вашей кухни теплую и праздничную атмосферу!

Чем отличается детская посуда от взрослой

Фарфор высокого качества – самый экологичный вид керамики. Это объясняется плотностью черепка и хорошей спекаемостью с глазурным слоем, благодаря чему даже при длительном использовании не образуются микротрещины, где может скапливаться грязь и болезнетворные микробы. Фарфоровая посуда не вступает в химическую реакцию с продуктами, максимально сохраняя все полезные вещества и витамины. Блюда и напитки в ней быстро остывают до комфортной температуры, которая для детей составляет 40 – 50°С, а затем долго удерживают тепло.

Фарфор, в отличие от других видов керамики, стоек к механическим воздействиям. Если бросить чашку или тарелку с небольшой высоты на линолеум, ковёр или деревянный пол, скорее всего, она останется целой. Поцарапать материал ножом или вилкой тоже сложно. А это значит, что у ребёнка намного меньше шансов пораниться об острый черепок или скол.

И всё же, фарфоровая посуда рекомендуется детям только с 3-х лет, а для непосед эта «планка» поднимается ещё выше. В раннем возрасте неудобно поднимать достаточно тяжёлые чашки и тарелки, кроме того, не полностью контролируя свои движения, малыш может либо разбить посуду, либо сильно ударить себя ею.

«Возрастные» стандарты

Детский фарфор легко отличить по размеру. После 3-х лет уже нет смысла делать тарелки секционными, поскольку порции увеличиваются, а дети приучаются есть аккуратно, чтобы пища не выпадала на стол.

Стандартные размеры детской посуды:

Вид Предназначение Объём, мл
Тарелка глубокая Подаются супы и жидкие каши. 200 – 250
Мелкая Для вторых блюд, пирожков и закусок 200
Чашка Обычно используется для чая и какао, а компот наливают в стеклянные стаканы. 200 – 210
Салатник Помогает отделить закуски от основного блюда, иногда используется для подачи десертов. 350
Креманка или миска для мюсли Играет роль мороженицы, хороша в качестве ёмкости для перекусов. 500

Основные требования

В отличие от взрослой посуды, детскую производят только из твёрдого фарфора. Он обладает необходимыми прочностными и гигиеническими характеристиками. Стенки предметов толще, чем это положено по «взрослым» стандартам, а края скруглены, что служит дополнительной защитой от сколов и трещин

Большое внимание уделяется устойчивости тарелок и чашек. Их делают со смещённым вниз центром тяжести, что затрудняет опрокидывание

Для изделий выбирают максимально простую форму, а ручки закругляют, чтобы за них было удобно держаться. Основным декоративным приёмом становится роспись, тогда как лепных элементов стараются избегать.

Есть у детских посудных наборов и другие «возрастные» особенности:

  1. Полное отсутствие в глазурях кадмия и свинца, обладающих высокой токсичностью. В наборах для взрослых допускается небольшой процент этих веществ – до 0,03 мг/л. Особенно «грешит» добавками тяжёлых металлов дешёвая китайская посуда. Она же часто содержит меламин, улучшающий прочностные характеристики, но при этом разрушающий детский организм. Чтобы быть уверенными в безопасности продукции, необходимо приобретать её в магазинах и обязательно требовать сертификат качества.
  2. Только подглазурная роспись или деколь. Высокотемпературные эмали могут включать свинец, который придаёт им блеск, а все переводные принты содержат его обязательно. Прозрачный слой глазури поверх рисунка защитит его от истирания и увеличит экологическую безопасность посуды. У известных фарфоровых брендов крайне редко встречается «открытая» деколь. А в бюджетной продукции её легко почувствовать пальцем, проводя по картинке.
  3. Нежелательны отводки золотом или платиной. Драгоценные металлы уязвимы, посуда с таким декором не пригодна для посудомоечной машины или микроволновки.
  4. Уход за детскими фарфоровыми наборами должен быть максимально простым. Технология двойного глазурования – до и после нанесения декора, обеспечивают идеально гладкую поверхность, которая не впитывает окрашивающие жидкости или жир. Отмыть такой фарфор можно без агрессивной химии, обычной водой с небольшим количеством детского мыла.

Внутренние рисунки на детских посудных наборах служат постоянным предметом дискуссий экспертов. С одной стороны, желательно избегать контактов пищи с любыми красителями, даже самыми безопасными. Белое дно представляется идеальным вариантом.

С другой стороны, изображения анимационных героев или симпатичных зверей и птиц, улучшают аппетит, побуждают доедать блюда до конца, чтобы увидеть своего любимца. Компромиссным решением как раз и является подглазурное декорирование

Важно не чистить посуду абразивными средствами, чтобы не нарушить целостность верхнего покрытия

Что собирать

Раритетные экземпляры ценятся на порядок выше фигурок, стоявших в прежние времена в каждом доме. Но имеют значение и другие факторы. Ощутимо влияет на цену статуэток из фарфора тематическая направленность. Наибольший интерес представляют аллегории –  мифологические или литературные сценки, цирк, балет, военные и агитационные сюжеты и так далее. Второе место занимает детская тематика. Здесь следует отдать предпочтение композициям, напоминающим о пионерском прошлом, вызывающим ностальгию. Авторские работы, если речь идет не о современных статуэтках из фарфора, а о винтажных или антикварных, занимают только третью позицию в рейтинге наиболее востребованных. Это связано с затруднённым определением подлинности. С другой стороны, произведения именитых фарфористов – это всегда эксклюзив, «подогревающий» интерес ценителей

Важно, чтобы на изделиях стояла оригинальная авторская подпись

Малотиражные фигурки, не относящиеся к уже перечисленным категориям, уступают им в цене, но тоже рекомендуются для коллекционирования. Возраст таких предметов искусства должен составлять не менее 50 лет. Завершает список анималистика. С инвестиционными целями лучше собирать животных – героев басен и сказок, они стоят дороже.

Внимание, реставрация

При покупке фарфоровых статуэток через интернет-сайты, повышается риск приобрести не только фальшивку, но и фарфор, подвергшийся профессиональной реставрации. Его ликвидность намного ниже, поскольку найти ценителя, который «махнёт рукой» на восстановительные работы, сложно. Есть смысл покупать отреставрированные вещи, только если они являются раритетными и представляют художественную или историческую ценность. Такие предметы приобретут в любом случае, главное, чтобы изъяны не были заметны и не влияли на внешний вид статуэтки.

Определить, проводилась ли реставрация можно:

  • по дате изготовления – фарфоровые фигурки XVIII века вряд ли сохранят свою целостность;
  • внимательно ощупывая статуэтку сухими руками, чтобы ощутить трещины на глазури;
  • при помощи магнита, который выявит металлически штыри, удерживающие детали.
  • поднося на несколько секунд к статуэтке зажигалку – если есть реставрация, раздастся характерный треск.

Несколько интересных фактов о фарфоре

  • Многие столетия фарфоровая посуда придает любому столу праздничность и изысканность. Именно фарфоровые сервизы раньше считались признаком достатка и респектабельности. Сейчас же фарфор могут позволить себе многие, но шарм и утонченность фарфоровая посуда не потеряла. Пройдя многовековую историю, фарфор окружен интересными легендами и историями, которые мы для Вас собрали.
  • «Фарфор» в переводе с языка фарси переводится, как императорский. Позволить себе такую роскошь могли только королевские персоны.
  • Долгое время фарфор был на вес золота. Даже битые элементы тщательно хранились и передавались по наследству. А все потому что секрет изготовления фарфора был известен только на родине его изобретения – в Китае.
  • Первым в Европе, кто смог воссоздать рецепт фарфора, был ученый-химик И. Бетгер. И пришла ему эта идея в цирюльне. Тогда его осенило, что используемая для париков пудра – это чистый каолин, из которого в скором времени ученый сотворил фарфоровую чашечку, и преподнёс свое открытие королю.
  • В России же секрет производства был самостоятельно раскрыт Дмитрием Виноградовым, благодаря которому отечественное изготовление вышло на массовый уровень.
  • В 2014 году на аукционе была продана фарфоровая пиала императора Китая — Чжу Цзяньшэню. Это самая дорогая продажа посуды в истории – маленькая пиалочка с изображениями петушков ушла с молотка за 36 млн долларов.
  • Одним из модных веяний 18 века были украшения из осколков фарфора. Фарфоровые кулоны с окантовкой из чистого золота и изящной росписью красовались на шейках модниц того времени.
  • Фарфор используется как материал для зубных протезов. Интересно, что содержащийся в небольшом количестве уран, придает зубам белый цвет. Без этой добавки оттенок был бы зеленоватым.
  • Фарфоровую свадьбу празднуют на двадцатую годовщину совместной жизни в браке. Традиционно для этого праздника гостям выставляется фарфоровый сервиз, как символ счастливого и долгого супружества.
  • Насладиться великолепием фарфоровой посуды Вы можете, купив фарфоровый набор в нашем интернет-гипермаркете РАВТА. Мы предлагаем изделия из твердого и костяного фарфора по доступной цене с доставкой по всей России.

https://www.vazaro.ru/events/articles/786/

https://ravta.ru/articles/tovary-dlya-doma-i-dachi/interesnye-fakty-iz-istorii-farfora/

За что так ценят фарфоровую посуду?

Как и вся керамика, фарфор хорошо переносит высокие температуры и сохраняет тепло. В чашке с тонкими стенками чай или кофе остывают, но не до конца — как раз до нужно температуры. При этом можно перелить горячий суп в фарфоровую супницу, и ее ручки не нагреются.

Фарфор долго служит, каким бы хрупким он ни казался. С годами он не темнеет, не впитывает влагу и грязь. Современный фарфор бывает настолько прочным, что его даже можно мыть в посудомоечной машине.

Посуда из фарфора не портит вкус содержимого, не впитывает запахи и не окисляется. В ней можно долго хранить продукты — например, сливочное масло или сахар — и они не потеряют свой вкус.

Белоснежный глянцевый фарфор выглядит солидно, подходит для повседневной и праздничной сервировки. На белый фон идеально ложатся любые росписи: яркие или пастельные, краски или позолота.

За счет пластичности из фарфора можно вылепить даже самые мелкие детали и ажурную резьбу. Поэтому так популярны декоративные фигурки и блюда из фарфора. Фарфоровые чашки с тонкими стенками по весу легче, чем обычная керамика. Поэтому их удобно держать

Что вмещает в себя понятие фарфор

Нельзя забывать, что фарфор это не только посуда, по большому счету, в древние времена это вообще не была посуда и сервизы, а именно – отдельные предметы интерьера, такие как вазы, сосуды и блюда. Кроме этого, из фарфора создавали пуговицы, эполеты, ордена, табакерки, эфесы для шпаг, набалдашник на трости, местные деньги, украшения для стола, которые потом приобрели популярность как отдельные скульптурные композиции и фигуры, и многое, многое другое. В своё время великий скульптор мануфактуры Майсен Иоганн Йоахим Кендлер говорил, что «из фарфора можно сделать все».

Что собой представляет материал

Фарфор – это подвид керамического материала, который получают путём смешивания:

  • каолина;
  • кварца;
  • полевого шпата;
  • пережжённой кости;
  • особых сортов глины (в разных пропорциях).

Полученную белую и пластичную смесь обжигают при температуре +1 400°С. Довольно часто одного обжига бывает недостаточно, так что мастера подвергают фарфор ещё одной обработке.

Готовый материал становится непроницаемым для воды и воздуха, однако тонкий фарфоровый слой способен пропускать свет. Если легонько ударить деревянной палочкой по изделию из такой керамики, то можно услышать высокий и чистый звук, который чем-то похож на звук от удара по хрустальному бокалу.

Фаянс или фарфор — какую посуду лучше купить?

Для ежедневного использования советуют приобретать фаянсовую посуду. Она доступна практически каждому, ввиду своей невысокой цены. Этот материал более практичный и разумный в быту. Если тарелка, чашка или чайник разобьются, то это не будет огромной трагедией. К тому же выбор дизайна у фаянсовых изделий намного шире. Палитра цветов большая, подойдёт под любой стиль кухни.

Фарфоровую посуду следует покупать и использовать на торжественных мероприятиях. Она выглядит изящно, эстетично и аристократично. Конечно она дороже, но купить один сервиз всё же можно. Главное, перед покупкой ознакомится с основными характеристиками, определяющими качество. Об этом было написано выше. При правильном уходе и бережном отношении она будет украшать праздничный стол не один десяток лет.

Как отличить от керамики и фаянса

Керамика — это общее понятие, фарфор — более узкое. Фарфоровую посуду можно назвать керамической, и это не будет ошибкой, а вот отличать её от фаянсовой нужно уметь.Если поставить рядом чайно-кофейные предметы из фарфора и фаянса, можно заметить, что фаянс толще, на просвет абсолютно непрозрачный. Фарфор выглядит изящнее, он тоньше, а на просвет заметна прозрачность.Звучание — второй признак: у фаянса оно недолгое, глухое, а у фарфора — музыкальное, более длинное, похожее на то, как звучит хрусталь. Чтобы проверить, нужно слегка постучать по поверхности ложкой или другим нетяжелым, но твёрдым предметом.Признаки старения присущи только фаянсу. Со временем на поверхности появляются мелкие трещинки, похожие на паутину. Это трескается глазурь, которой покрывают предметы, чтобы они приобрели дополнительную прочность. Фарфоровые предметы не нуждаются в таком покрытии, они и без того очень крепкие, поэтому внешний вид не меняется.Другой способ отличить фарфоровое блюдце или чашку от фаянсовых — перевернуть и посмотреть на донышко. У предмета, сделанного из фаянса, есть ободок, образованный глазурью. Если его нет, посуда фарфоровая.

Этапы производства

Изготовление фарфора начинается с измельчения составляющих до тонкодисперсного состояния. Затем их смешивают с водой, получая пластичную массу, с влажностью 25 – 35%. Её оставляют вылёживаться для приобретения однородной структуры. В древнем Китае процесс занимал до 10 лет, современное производство выделяет на полное «созревание» 14 дней. После этого массу обрабатывают вакуум-прессом и специальными мялками, чтобы удалить образовавшиеся при брожении пузырьки воздуха. Иначе сырые изделия разорвёт при первом обжиге из-за разных коэффициентов расширения газа и твёрдого материала.

Формуют посуду и статуэтки преимущественно литьевым способом, с последующей ручной лепкой мелких деталей. Для тарелок используют также метод прессования, а для эксклюзивных авторских работ – гончарный круг. При литье гипсовые формы заполняют жидкой фарфоровой массой (шликером) и оставляют на некоторое время, пока она не осядет на стенках. «Не схватившийся» остаток удаляют. Гипс постепенно вытягивает влагу из фарфоровой массы, и она затвердевает, отделяясь от стенок.

Далее форму раскрывают и вынимают сырцовое изделие, которое нужно обработать – удалить швы, замыть мягкой губкой края, загладить возможные дефекты поверхности. На этом же этапе монтируют приставные детали, например, носики чайников, ручки чашек и так далее, добавляют лепной декор, вырезают ажурные фрагменты или процарапывают узоры, в которые затем зальют краску.

Подготовленные изделия тщательно просушивают и отправляют на утильный обжиг при температуре 900 – 1000°С. Получившийся фарфор принято назвать «бисквитным». Если речь идёт о статуэтках и других лепных предметах, не несущих утилитарную функцию, их можно оставить на этой стадии или расписать и ещё раз обжечь, без применения глазури. Впервые подобный метод был применён мастерами Севрской мануфактуры и получил широкое распространение в эпоху классицизма. Кроме того, «бисквит» использовался при изготовлении головок фарфоровых кукол. Мода на них возникла во Франции, на рубеже XIX – XX века.

Глазурование и роспись

«Бисквит», скорее, исключение из правил, а большинство фарфоровых изделий после утильного обжига глазуруются. В первую очередь, это – вазы и сервизы, непосредственно контактирующие с водой, но и предметы декора покрываются особыми стекловидными составами не реже. Глазури тоже состоят из каолина, полевого шпата и кварца, но в других пропорциях. В них добавляют присадки для снижения температуры плавления и соли металлов для придания цвета, блеска или насыщенности тона.

Глазуруют предметы методом погружения, полива или с помощью пульверизатора. Проникая в микропоры черепка, суспензия прочно закрепляется, а в процессе политого обжига при 1250 – 1400°С, спекается с ним. Погружение и полив подходят для посуды и статуэток без мелких сложных деталей. Пульверизатором глазурь распыляют, чтобы получить тонкий слой, преимущественно, на ручную лепку.

Один из самых популярных способов декорирования керамики – роспись. Она может быть подглазурной и надглазурной. В первом случае рисунок наносится непосредственно на «бисквит» оксидом кобальта или меди, которые дают соответственно, синий и зелёный оттенки. Сверху керамика покрывается прозрачной глазурью. Приём кобальтовой росписи широко использовался китайскими мастерами, а затем был многократно повторён ведущими фарфоровыми заводами Европы.

По глазури художники пишут эмалями с более широкой цветовой палитрой, чем у оксидов металла. Закрепляются такие краски третьим обжигом, температура которого колеблется от 600°С до 800°С. Аналогичным образом делается отводка золотом или платиной.

Другое использование

Электроизоляционный материал

Фарфоровый изолятор для среднего и высокого напряжения

Фарфор и другие керамические материалы находят множество применений в машиностроении, особенно в керамической технике . Фарфор — отличный изолятор для использования с высокими напряжениями , особенно на открытом воздухе (см. ). Примеры включают: клеммы для высоковольтных кабелей , вводы силовых трансформаторов и изоляцию высокочастотных антенн .

Строительный материал

Здание Дакин , Брисбен, Калифорния, с использованием фарфоровых панелей

Фарфор можно использовать как строительный материал , обычно в виде плитки или больших прямоугольных панелей. Современный керамогранит обычно производится в соответствии с рядом признанных международных стандартов и определений. Производители находятся по всему миру, Италия является мировым лидером, производя более 380 миллионов квадратных метров в 2006 году. Исторические примеры комнат, полностью украшенных фарфоровой плиткой, можно найти в нескольких европейских дворцах, в том числе в Galleria Sabauda в Турине , Museo di Doccia в Sesto Fiorentino , Museo di Capodimonte в Неаполе, Королевский дворец в Мадриде и близлежащий Королевский дворец в Аранхуэсе . и Фарфоровая башня Нанкина .

Более недавние заслуживающие внимания примеры включают здание Dakin Building в Брисбене, штат Калифорния , и здание Gulf Building в Хьюстоне, штат Техас, которое при постройке в 1929 году имело фарфоровый логотип длиной 21 метр (69 футов) на внешней стороне. Более подробное описание истории, производства и свойств керамогранита можно найти в статье «Керамогранит: революция только начинается».

Сантехника

Фарфоровые камерные горшки из Вены.

Из-за своей прочности, устойчивости к ржавчине и непроницаемости глазурованный фарфор использовался для личной гигиены, по крайней мере, с третьей четверти 17 века. В этот период фарфоровые ночные горшки обычно можно было найти в европейских домах более высокого класса, и термин «бурдалуэ» использовался в качестве названия горшка.

Однако ванны делают не из фарфора, а из фарфоровой эмали на металлической основе, обычно из чугуна . Фарфоровая эмаль — это маркетинговый термин, используемый в США, и это не фарфор, а стекловидная эмаль .

Расцвет производства

Венсенская фабрика, выпускавшая всё более изысканную продукцию, приближавшуюся к непревзойдённому Мейсену, пользовалась особым покровительством короля Людовика XV. Но настоящее процветание предприятия началось, когда им заинтересовалась небезызвестная маркиза де Помпадур – одна из самых влиятельных женщин и меценаток XVIII столетия.

В 1756 году по приказу могущественной фаворитки короля мануфактуру перенесли в Севр, а ещё год спустя её главным скульптором был назначен Этьен Морис Фальконе – автор многих всемирно известных статуй, в том числе «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. Вступление на новый пост мастер отметил серией изящных путти – амуров в стиле рококо, выполненных из неглазурованного фарфора. Статуэтки входили в парадный столовый сервиз, выпускаемый мануфактурой. Фальконе привлекал к сотрудничеству видных скульпторов и художников, среди которых был Франсуа Буше, создавший эскизы для популярных многофигурных сценок-пасторалей.

Мода на миниатюрные настольные скульптуры быстро распространилась не только во Франции, но и в других странах Европы. Как следствие, крупнейшие фарфоровые заводы взялись за их выпуск в подражание Севру.

От классики до наших дней

Когда в XIX веке на смену рококо пришёл классицизм, малая пластика из бисквитного фарфора оказалась востребованной как никогда. На Севрской мануфактуре под руководством художника Альберта-Эрнеста Карье-Беллёза, в дополнение к статуэткам начало развиваться производство декоративных вазонов с белыми лепными медальонами на цветном фоне. Аналогичные изделия выпускались и другой знаменитой фабрикой – Веджвуд, в английском графстве Стаффордшир, однако для них использовалась не фриттованная, а костяная фарфоровая масса. Там же изготавливали бисквитные вставки для мебели и плакетки.

Настольные скульптуры и портретные бюсты из непокрытого глазурью фарфора, как белого, так и цветного, производили Мейсен, Венская мануфактура Аугартен, неаполитанская фабрика Каподимонте и некоторые другие. Все перечисленные предприятия до сих пор выпускают лимитированные серии из «бисквита», копируя собственные старинные образцы и предлагая новые, актуальные предметы декора.

По каким критериям определяют ценность фарфора:

  1. Если это антикварный коллекционный фарфор, то первым параметром, конечно же, является возраст вещи. 
  2. Редкость и уникальность предмета я бы поставила во главе определения ценности. Хотя часто редкость и возраст являются взаимодополняющими параметрами в данном вопросе.
  3. Основной критерий любого изделия из фарфора – это его художественная ценность. 
  4. Для антикварного изделия очень важным является его сохранность, целостность. Отреставрированный фарфор сразу же теряет свою ценность. 
  5. Качество фарфора очень сильно влияет на сохранность предмета. Чем старше вещи, тем, как правило, больше технологических погрешностей и качество фарфора ниже. Поэтому меньше вероятностей приобрести абсолютно неповрежденное и деформированное изделие. 
  6. Кому принадлежало изделие, в какой коллекции оно находилось  – этот вопрос интересует коллекционеров, заинтересованных в особых аурах изделий, обладающих историей и занимательными тайнами обладания.
  7. Степень известности вещи и наличие спроса на неё также определяет её ценность.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector