Коллекция орнаментов спицами

Содержание:

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.

Самые известные разновидности орнамента

Среди самых известных разновидностей орнамента стоит особо выделить 3 уникальных типа узоров, созданных в разных уголках нашей планеты:

  • Меандр — классический пример геометрического орнамента с характерными спиральными завитками. Первые его образцы датируются еще эпохой палеолита, но особой популярностью меандр пользовался среди античных художников. До наших дней сохранились многочисленные меандры в виде мозаик и ваз, элементов фризов и колонн времен Древней Греции, Рима и Византийской империи.
  • Арабеска — изящный арабский орнамент с геометрическими, растительными и каллиграфическими мотивами. Изначально арабеска была неотъемлемой частью арабской исламской культуры, но в эпоху Возрождения приобрела огромную популярность и в христианских европейских странах.
  • Ранголи — уникальная древняя индийская традиция создания прекрасных узоров из сухих и свежих цветов по самым разным поводам. Ранголи и в наши дни выкладывают на площадях перед храмами и в дворах индийских домов для выражения радости и благодарности богам, а также отпугивания злых духов.

Корни уходят в древность

Значение растительного мира для человечества невозможно преувеличить. Проще говоря, без деревьев, кустарников, цветов и травы жизнь на Земле если бы и существовала, то явно в другой форме. С древнейших времен растения кормят, лечат, обеспечивают кровом и помогают человеку. Неудивительно, что с самых истоков человеческой культуры мир флоры находит в ней свое отражение, а растительный орнамент является едва ли не самым древним из всех.

Действительно, узор в виде растений, ветвей или листьев на различных предметах археологи находят по всему миру. Первоначально он носил, по-видимому, сакральный характер: еще первобытные люди использовали цветы и ветви растений в ритуальных целях. Подобное отношение к миру растений сохранилось и в историческое время. Неслучайно в пантеонах самых разных народов обязательно присутствовало божество, покровительствующее зелени (как тут не вспомнить, что само слово «флора» происходит от имени древнеримской богини природы), а те или иные символы, как, например, известный всем лавровый венок, имеют явное «растительное» происхождение. Позже, несмотря на утверждение новой системы координат — христианской, растения сохраняют свое присутствие в нематериальной культуре, приобретая при этом новое символическое значение, которое активно используется, например, в геральдике.

Переход от символического к эстетическому совершился плавно, подобно самому зеленому побегу. Усовершенствование технических средств позволило делать растительный орнамент все более сложным и разнообразным, использовать его для самых разных предметов и аксессуаров и наносить на любые ткани и поверхности.

Создание орнаментов в полосе

Для тех, кому нравится создавать орнаменты и ковры хочу разместить шаблон создания нескольких вариантов орнамента в полосе. Для создания простейшего орнамента вам придётся вооружиться калькой или копиркой( кому что удобнее), мягким карандашом, линейкой,точилкой, мягким ластиком и красками( какие Вам больше по душе).

Повторяющийся мотив в орнаменте называется периодом. И Вам необходимо сначала определиться какого размера у Вас будет этот период. Он может вписываться в квадрат или прямоугольник. Например Вы решили создать орнамент на основе квадрата. Нарисуйте квадрат на отдельном листе ( на представленном эскизе квадрат был 4 на 4 см). В этот квадрат необходимо нарисовать мотив, который мы потом будем повторять.

Совет: рисуйте цветы, листья, плоды, животных и др. как можно более цельно, как будто вы их будете в последствии вырезать ножницами. Не берите слишком сложные изображения с мелкими деталями.

Далее,на чистом плотном листе начертите полосу,разбейте её на квадраты, равные по размеру периоду, который Вы создали на отдельном листочке. Теперь Вы должны выбрать один из вариантов размещения периода:

1) трансляция – полное повторение элемента в каждой ячейке (квадратике);

2) поворотный орнамент – может быть в неизменном виде (сеточка в два этажа), а может быть в сдвинутом виде( как показано на рисунке №3)

4) продольное зеркало отрисовывается тоже “в два этажа”, поскольку нам необходимо зеркально отразить трансляцию – повторение периода.

Для перевода рисунка используйте кальку или копирку. У Вас должно получиться что – то вроде этого:

На каждом виде орнамента представлена своя цветовая гамма и вариант оформления

Обратите внимание на то, что фон можно сделать однотонным, а можно пофантазировать и придумать что-то оригинальное. Я использую гуашь или темперу, когда создаю декоративные работы подобного рода

Реже акварель.

А вот ещё некоторые метаморфозы, которые могут произойти с простыми поворотами и трансляциями. Называются они “антитрансляция”, “антиповоротный” и т.д. Здесь периодом (повторяющейся частью) уже является не один квадратик, а пара, поскольку они разные по цветовой гамме.

Цветки с лепестками: трилистники, четырёхлистники и подобные орнаменты

Второй по популярности готический орнамент – это цветок с лепестками. Основу узора составляют окружности, которые образуют контуры лепестков цветка. В зависимости от количества лепестков меняется и символическое значение узора. Если вглядеться в декор любого средневекового собора, то вы обязательно увидите эти простые графические изображения. Они используются повсеместно: в оформлении окон, лестниц, потолочных бордюров и стен.

Трилистники и четырёхлистники на аркатурном поясе (настенный орнамент)

Переплёт круглого окна-розы состоит из цветков с лепестками

Трифолий – трилистник, символ пресвятой троицы (Бога-отца, Сына и Святого Духа)

Квадрифолий – цветок четырёхлистник, так в готике обозначается листок клевера, который считается символ удачи. Согласно библейской легенде, когда Ева покидала Райский сад, она взяла с собой листок клевера. Именно поэтому цветок символизирует удачу, спасение, жизнь в Раю.

Потолок в , XIX в.

Также используются цветки с большим количеством лепестков, но стилистика их одинакова.

Узор четырёхлистник

Четырёхлистник или трилистник (квадрофолий и трифолий) – геометрический орнамент с пересекающимися окружностями. Узор дополняют углы в местах стыков. История мотивов тоже уходит вглубь веков. Ренессанс взял на вооружение эти фигуры, украшая ими мебель, окна, мозаики и витражи. Встречается в интерьерах, стилизованных под готику, барокко. Органичен, мягок, чуть причудлив. Узоры с четырёхлистником встречаются на напольной керамической плитке и на самых неожиданных предметах. К примеру, зеркало такой формы, с подчёркнуто острыми углами, будет выглядеть в вашей ванной богато и впечатляюще.

Третья группа сквозных наличников

Она появилась тогда, когда мастера стали искать баланс между преобладанием пропильного узора первой группы и сохраняемого деревянного узора второй. Поиск этот привел к тому, что при определенной толщине пропила и примерно совпадающей с ним толщине дерева они перестают действовать как соперники и начинают дополнять друг друга.

Причем, как потом выяснилось, толщина оставляемой доски такова, что изготовление досок, пропиленных в этой технике, можно даже автоматизировать! Поэтому сейчас эта резьба встречается весьма часто. Возможно, она даже является самой популярной (в изготовлении) на настоящий момент.

Вот, например, характерный для этой резьбы наличник из Мичуринска.

Когда смотришь на его боковинки, то листочки, вроде бы, превалируют над фоном. Но если обратиться к оголовку или подоконной доске, то глаз уже и не знает, за что уцепиться — то кажется, что доски образуют какой-то растительный узор, а то — что пространство между ними формируется в какую-то улыбку.

Вот это и есть — партнерские отношения узора и прорезанного фона. Здесь они на равных.

Или вот еще похожий, но совсем другой пример — волей случая — из уже упомянутого здесь Пошехонья, Ярославской области.

Возможно, я слишком вольно трактую здешние узоры, называя их растительными (хотя в местах, где боковины крепятся к навершию, мне и правда видится что-то растительное). Но зато резьба этого наличника отлично  демонстрирует компромисс между преобладанием фона или деревянной основы.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Растительные орнаменты

Испокон веков мир природы служил главным источником творческого вдохновения, так что новые стилизации листьев, цветов, плодов, деревьев, животных и птиц появляются в дизайне чуть ли не каждый день. Тем ни менее, некоторые из придуманных несколько тысяч лет назад орнаментов оказались настолько удачными, что до сих пор органично дополняют наши интерьеры. Вот уж точно: «Все новое — это хорошо забытое старое».

Пейсли

Интерьерная ткань с узором пейсли, Decobel

Один из самых популярных и, при этом, самых древних растительных орнаментов. Также можно часто встретить и другое его название: индийский или турецкий огурец. В его основе лежит каплевидный завиток под названием «бута», первые изображения которого появились еще в древнем Вавилоне. В Европу пестрые индийские ткани с замысловатым узором в виде запятой попали примерно в XVII веке, однако пик их популярности пришелся на время повального увлечения экзотическими восточными мотивами в XIX веке. В этот период аналоги индийских тканей стали широко производится и в Европе, в чем особенно отличился шотландский городок Пейсли.

Современная стилизайия «индийского огурца» в виде фанерной ширмы, LZF

Узор пейсли повсеместно встречается в коллекциях обоев и интерьерных тканей современных производителей. Яркий «индийский огурец» можно встретить практически в любом восточном интерьере: марокканском, индийском и т.п. Более сдержанный и монохромный вариант узора вполне подойдет для нейтрального декора современного интерьера, в котором хочется создать более уютную и теплую атмосферу.

Дамаск

Дамаск в классическом интерьере, обои Coordonne

Дамаск — это сложный растительный орнамент в виде пышного цветка, обрамленного хитросплетением листьев, расположенный вертикальными полосами. Считается, что появился этот узор в столице Сирии, Дамаске, еще в Средние века, со временем распространившись по всему миру.

Дамаск в современном интерьере, Architects Paper, a brand of A.S. Création Tapeten

В наши дни дамаск можно встретить, как в традиционных классических интерьерах, так и в гламурных гостиных и спальнях, оставленных лаконичной современной мебелью. Для первого варианта хорошо подойдут неяркие фактурные обои с шелкографией, во втором уместен более контрастный, например, черно-белый вариант или ярко выраженная бархатная фактура узора. Не менее часто встречается этот узор и в декоре керамической плитки.

Виды орнаментов

На данном этапе развития культурологии принято различать четыре основных типа этих украшающих элементов. Одним из самых распространенных считается геометрический узор, которому свойственно обилие четких линий, точек и геометрических фигур.

Следующим по популярности следует растительный орнамент, в основе которого лежит изображение различных листьев или же цветов, расположенных в определенном порядке и конкретных формах. Этот тип украшения одежды и предметов быта очень характерен для нашей славянской культуры.

Примерно такое же распространение, как и растительный орнамент, получил зооморфный. В некотором смысле они даже близки друг другу, поскольку элементы флоры часто встречаются в такого рода изображениях. Тем не менее, основной акцент ставится в данном случае именно на животных (причем как реально существующих, так и выдуманных).

Наконец, культурологами выделяется так называемый антропоморфный тип орнамента, в основе концепции которого стоит человек.

В данной же статье мы определим, что такое растительный орнамент, для каких культур он характерен и что символизирует.

Геометрические орнаменты

Набор базовых элементов в геометрических орнаментах, разумеется, невелик, однако больший интерес представляет возможность их бесконечного сочетания между собой

В современных интерьерах активно используются различные варианты горизонтальных и вертикальных полос, способных существенно влиять на восприятие нами пространства, а также квадраты, ромбы, шевроны и круги.
Говоря о более сложных геометрических орнаментах с богатой историей, особое внимание хочется уделить тартану, который еще иногда называют шотландской клеткой, и четырехлистнику, который, не смотря на называние, относится именно к геометрическим орнаментам

Тартан

Классический тартан, Tecnofloor Industria Chimica

Узор тартана образуется пересечением горизонтальных и вертикальных линий разных цветов. Таким образом, создается определенная последовательность линий и квадратов, которую принято называть «шотландкой», хотя формально «шотландкой» можно назвать любую ткань в клетку. В старые времена каждый шотландский клан имел собственную оригинальную расцветку тартана, служившую клановым опознавательным знаком. За пределы Шотландии мода на клетчатые ткани распространилась благодаря королеве Виктории, страстной поклоннице культуры этой страны.

Для современного дизайна очень характерна игра с масштабом, так привычную мелкую клетку на обоях может заменить тартан гигантских размеров, обои Wall&Deco

Памятка: тартан традиционно считается «мужским» орнаментом и часто встречается в декоре кабинетов или детских для мальчиков.

Клетка в интерьере создает ощущение устойчивости и помогает упорядочить пространство. Обои и интерьерные ткани с узором тартан чаще всего можно встретить в интерьерах в британском духе или стиле кантри. В классическом кабинете, в теплой деревенской кухне с клетчатыми шторами и скатертью или семейной гостиной тартан поможет создать атмосферу уюта, стабильности и связи поколений.

Четырехлистник

Зеркало в форме четырехлистника с острыми уголками, Pottery Barn

Четырехлистник или трилистник (квадрофолий и трифолий, соответственно) представляют собой геометрический орнамент из частично пересекающих друг друга одинаковых окружностей. Узор могут дополнить дополнительные острые уголки на месте стыка окружностей.

История этого мотива теряется в глубине веков, встретить его можно и в национальных марокканских костюмов, и среди древнехристианской символики, и в средневековой архитектуре. В Европейском искусстве четыхлистник стал особенно популярен во времена Ренессанса, встречаясь в декоре мебели, форме окон и витражей зданий.

Постельное белье с четырехлистником, Gracious Style

Как и другие геометрические орнаменты, четырехлистник приносит в интерьер четкий ритм, однако из-за своих округлых форм, смотрится он более мягко и ненавязчиво. Данный мотив часто можно встретить в интерьерах, стилизованных под исторические стили, например, готику или эпоху Возрождения, однако и в более современных вариациях он также может смотреться органично.

Тайный смысл

Совершенно очевидно, что растительные элементы орнамента никогда не изображались в качестве простого украшения. Испокон веков изображение той или иной фигуры или явления имело скрытый сакральный смысл. Калина на одежде и предметах быта, к примеру, символизировала не только космическую гармонию, но и благоденствие, здоровье и прочность рода.

Дубовые листья, вышитые на мужских сорочках и полотенцах, должны были приносить их обладателям силу и мужество.

Виноградные листья и грозди означали прочность и счастье семьи, здоровое потомство и всяческие блага, связанные с семейным очагом. Маки же должны были защитить владельца от зла в любых его проявлениях.

Растительный орнамент в интерьере: четырехлистник

Орнамент четырехлистник в интерьере прошел от древности к настоящему времени такой длинный путь, что уже стал табу современной архитектуры. Четырехлистник – популярный орнамент, состоящий из прокручивающихся четырех, причем частично перекрываемых друг другом окружностями одинакового диаметра. В таком элементе могут присутствовать даже прямые углы, но их обнаруживают лишь на стыке окружностей. Именно данный прием любят декораторы Западной Европы, применяя в осложненных интерьерах, но и классические элементы современного «четырехлистника» с квадратной одинаковостью ширины и длины, а так же эллипсоидной вытянутостью по вертикальной оси и горизонтальной не забыты.

В дизайне интерьеров вышеназванный орнамент лидер

Его не обходят своим вниманием и производители текстиля, и производители обоев, текстильных обивок, ковров ручной и механической работы, линолеума. Форму всеми любимого «четырехлистника» можно наблюдать у настенных зеркал и фоторамок, его замечают и у элементов мебели

Даже ширмы и перегородки с растительным орнаментом востребованы в настоящее время такими интерьерами, как лофт и классика.

Этот чудный орнамент имеет свою энергетику, но не так ярко выраженную, как у «елочки». Хотя у обоих орнаментов есть и симметрия, и ритм, и упорядоченность во вновь создаваемый интерьер, но своих условий не диктует, гармонично вписываясь даже в барокко. Предметы отделки пола и потолка и меблировки строго дозируется: частичное его использование идет в помещение классического стиля, а полную свою прописку он получит в интерьере ретро или винтаж.

Вторая группа сквозных наличников

Второй подвид сквозной резьбы характеризует ее дальнейшее развитие.

Её характеризует главенство не собственно прорезей, а наоборот — деревянной основы. Растительный узор — особенно в навершии наличника — настолько довлеет над пустым пространством, находящимся между, что оно становится совершенно неважным и даже не воспринимается глазом.

Эта техника получила, наверное, самое широкое применение, и наличники сквозной резьбы такого вида можно обнаружить пока еще практически повсеместно. Этот, например, из Вичуги, Ивановской области.

А этот — из Пошехонья, Ярославской области.

Может показаться, что эта техника характеризуется тем, что пространства между узором меньше, чем самого узора, но это не так: здесь важно не это. Может быть, что воздуха совсем мало, а может быть, что вся поверхность украшаемого наличника — это в основном свободное пространство, а дерева оставлено совсем немного

Суть в том, что воздух не играет никакой роли. Вот еще пара примеров, чтобы было понятнее

Может быть, что воздуха совсем мало, а может быть, что вся поверхность украшаемого наличника — это в основном свободное пространство, а дерева оставлено совсем немного. Суть в том, что воздух не играет никакой роли. Вот еще пара примеров, чтобы было понятнее.

На этом костромском наличнике (речь идет по большей части о навершии наличника, так как его нижняя половина — это другая история, относящая нас к рассказу о рельефной резьбе) — пространства гораздо больше, нежели дерева, и это позволяет отнести рассматриваемый узор именно к этой группе.

Здесь же, напротив, почти все пространство — это доска. Прорези составляют лишь небольшой процент поверхности наличника. На боковинках, там где цветы (ведь статья же собственно о растениях на наличниках, а не собственно о видах резьбы), прорезей совсем мало. Всё это в совокупности позволяет мне присоединить этот наличник к рассматриваемой группе.

Кстати, обратите внимание, насколько разительно отличается очелье (верхняя часть) и подол (нижняя часть) от всего остального наличника. Они выполнены гораздо грубее, словно вырублены топором! Могу предположить, что эти части на самом деле гораздо старше, чем боковинки

Хотя возможно, что это и просто непрофессиональная реставрация какого-нибудь сына или внука

Покуда мы разобрались с двумя первыми группами, можем переходить к третьей.

Знакомство с орнаментом

Алла Мокрецова Знакомство с орнаментом

Орнамент – в переводе с латинского языка означает украшение.

Орнамент обычно не является самостоятельным, а украшает какой – нибудь предмет. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму.

Характерной чертой орнамента является его ритмичность, повторы, то есть чередование элементов узора. Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.

По форме орнаменты бывают замкнутые, бесконечные и сетчатые.

Замкнутый орнамент может быть заключен в какую – либо геометрическую фигуру – квадрат, круг, овал и т. п.

Бесконечный орнамент имеет форму ленты или полосы (кайма, фризы, бордюры, бесконечно распространяющиеся в одном направлении, чаще всего в горизонтальном. Имеет ограничение снизу и сверху.

Фриз – композиция, которая предназначена для оформления декора стены здания верхней части снаружи или внутри.

Бордюр – это полоса, которая подчеркиваем края тот или иной плоскости, а так же объемной формы.

Кайма – узкая полоса, обрамляющая плоскость.

Сетчатый орнамент строится на геометрической основе и располагается во всех направлениях. Его форма напоминает сетку из геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, параллелограммов, ромбов, треугольников).

Широкое распространение орнамент получил в народном творчестве. Народный орнамент национально своеобразен и в нём отражаются местные особенности растительного и животного мира.

На вид орнамент не приметен,

Но он столетия живёт.

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережёт.

Для русского орнамента характерны исключительное богатство геометрических форм, растительных мотивов, изображение птиц, зверей, фантастических животных и человеческих фигур.

Виды орнаментов:

геометрические – состоящие из геометрических фигур: квадратов, кругов, треугольников, ромбов и т. д., прямых и волнистых линий;

Рисунок с пермогорской росписью.

меандровые – состоящий из беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции;

Образец орнаментов мезенской росписи.

Рисунки детей.

растительные или фитоморфный – состоящие из цветочков, листочков и других элементов растений;

Образцы трёхлопастного листа в пермогорской росписи.

зооморфные – состоящие из фигурок животных.

Образец рисования мезенских коней и утушек.

Рисование узора требует умения точно повторять элементы, правильно их располагать и чередовать, а также подбирать красивые сочетания цветов, цвета тоже должны повторяться.

Все упражнения по зарисовке и составлению орнаментов должны носить творческий характер и не превращаться в механическое копирование.

Елочка-орнамент в интерьере: представляем творческий зигзаг

Этот простенький с виду узор называют «зигзагом», но в России он прижился, как орнамент «елочка», а в Америке и Европе, как «chevron». Примитивный рисунок стал популярным 7 веков назад, но именно его тривиальность сделала подобный узор востребованным и в наши дни.

Если хотите «сломать» пространство, то попробуйте изменить геометрию путем зрительной иллюзии. Ковролин на полу или паркет в виде елочки расширяют узкие пеналы хрущевок, а оклейка обоями стен, но в крупный зигзаг сольет все углы так, что пространство будет казаться круглым, при этом приподнимется их высота, и расширятся оконные проемы.  

Удивительно и то, что современный зигзаг рисуют с помощью трафаретов на уде покрашенной стене, причем трафаретом служит малярный скотч. Если есть желание, то и мебель можно декорировать таким же способом, когда нужен креативный хай-тек и даже скандинавский экстрим в двух антагонистических цветах.

И все же активно вводить свою «елочку» в уже созданный интерьер не стоит: узор агрессивен по отношению к человеческой психике, заставляет видеть то, чего в доме нет, а также утомляет своей насыщенностью. Елочка хорошо смотрится в однотонных гостиных, когда там доминируют на ровных поверхностях пастельные оттенки.

Что такое орнамент?

Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента — и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.

Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментов легко разделить на 3 основные группы:

  • геометрические орнаменты
  • растительные орнаменты (фитоморфные), представляющие собой различные стилизованные изображения растений
  • меандровые орнаменты в виде непрекращающейся ломанной линии

Мозаика из различных видов орнамента в современном интерьере, Versace Home by Gardenia Orchidea

Отбор наиболее удачных узоров в истории человечества никогда не прекращается. Некоторые орнаменты, придуманные много веков назад, до сих пор активно применяются в дизайне интерьера в различных стилях.

Как нарисовать растительный орнамент в квадрате или полосе поэтапно?

Как нарисовать растительный орнамент в полосе?

Как нарисовать растительный орнамент в квадрате?

Как нарисовать растительный орнамент карандашом?

Как нарисовать растительный орнамент красками?

Давайте рассмотрим поэтапное рисование цветочного орнамента в полосе. А так, как мы уже знаем, что орнамент представляет собой упорядоченные повторяющиеся элементы, то берем полоску, которую делим на 8 равных частей, это и будет у нас раппорт, то есть часть узора, повторяющегося многократно.

Рисуем основу будущего орнамента в виде волны с двумя линиями.

Делаем наброски нашего будущего орнамента. Стараемся, чтобы крупные цветы располагались на верхнем гребне волны, а цветы поменьше внизу.

Прорисовываем мелкие детали в виде тычинок, виноградных лоз.

На этом этапе очищаем рисунок, то есть стираем все лишние детали, это и разметка нашей полоски в се лишнее вокруг цветов.

Разукрашиваем наш орнамент.

Из полученного раппорта можно сделать полоску длиннее, где наши элементы будут повторяться.

Такой растительный цветочный орнамент можно встретить на национальных костюмах украинцев и россиян.

Для того, что бы правильно нарисовать растительный орнамент нужно понять – а что же из себя собственно представляет орнамент? Итак, орнамент – это ни что иное, как узор, который состоит из ритмично упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения чего-либо: мебели, одежды, интерьера. Соответственно растительный орнамент – это узор в виде растительности: цветы, листья, плоды и т.д.

Вот наглядный пример несложного растительного орнамента:

Сами видите, что в основе растительного орнамента – повторение растительного узора. Поэтому для того, что бы нарисовать растительный орнамент в квадрате или полосе нужно просто определиться с тем что именно вы хотите изобразить:

  1. Сначала очертим прямые линии полосы для орнамента, что бы не “вылезти” и не сделать наш рисунок кривым.
  2. Определяем повторяющуюся часть орнамента и рисуем её до бесконечности!

Что касается рисования орнамента в квадрате, то тут всё немного сложнее. Нужно нарисовать квадрат и мысленно разделить его на 4 части – эти части и будут повторяющимся элементом. Рисовать их нужно более тщательно, так как в итоге должен получится единый рисунок, такой как тут:

Орнамент на обоях: что это?

Как известно, большинство из нас рано или поздно сталкивается с проведением работ по ремонту квартиры. А одним из наиболее важных этапов по переделке интерьера квартиры является поклейка обоев. Несмотря на широкий выбор различных вариантов обоев, все более сложной задачей оказывается подбор какие-то оригинальных вариантов. В таких случаях, зачастую к нам на помощь приходят неординарные решения. Одним из них являются обои с орнаментом.

Цветочные, восточные или растительные мотивы на стенах способны значительно преобразить интерьер Вашей квартиры, сделав ее по-настоящему оригинальной, а интерьер приятным не только для хозяев, но и для их гостей.

Переплетение ветвей

При упоминании о растительном орнаменте в голову сразу же приходят завитушки с листочками. На деле существуют целые типы узоров из растений, формировавшиеся столетиями, если не тысячелетиями. Перечислим наиболее популярные и распространенные:

Пейсли (paisley) — орнамент восточного происхождения, за которым в европейской традиции закрепилось название «индийский огурец». Правда, к Индии он имеет косвенное отношение: оттуда он просто попал в XVIII столетии в Европу, а вот впервые появился на территории нынешних Ирака и Ирана в эпоху империи персидской династии Сасанидов. Сам узор представляет собой цветные изогнутые листья разного размера, напоминающие то ли капли, то ли причудливых существ, увиденных через окуляр микроскопа.

В современной моде расцвет «огурца» случился в 1970-е на волне интереса к этнике, в том числе и восточной. Сегодня он также активно используется как для украшения одежды, так и других предметов, например, сумок и рюкзаков.

Дамаск — еще один растительный орнамент, имеющий восточные корни. Несмотря на название, узор появился вовсе не в Сирии, а в Китае, в те времена, когда через всю Евразию проходил легендарный Великий шелковый путь. С караванами торговцев орнамент, вернее шелка, украшенные им, и попал на Ближний Восток, откуда затем проник в Европу. Узор представляет собой вертикальные ряды витиеватых ветвей с неизменным колоритным цветком по центру. Сегодня его можно увидеть на самых разных типах одежды и даже обуви.

Меандр — непрерывная изогнутая линия присутствует в качестве узора на предметах еще эпохи неолита. Позже орнамент стал неотъемлемой частью древнегреческого искусства и стал ассоциироваться с античной мозаикой и фресками. Во времена классицизма вместе с переосмыслением наследия Эллады и Рима меандр вновь вошел в обиход, до сих пор оставаясь широко распространенным видом орнамента, который используется не только в принтах для одежды, но и в интерьере помещений.

Общие советы

Для недопущения искажения узора и изображения его точно по схеме следует придерживаться следующих советов:

  • во избежание надлома орнамента следует выбрать более простое изделие, например, шарф или шаль, на таких вещах рисунок будет виден во всей красе;
  • чтобы было легче, лучше распечатывать схему узора и обрезать или зачеркивать провязанные ряды.

Для сочетания оттенка и орнамента понадобится принтер и рисунок или тетрадь и ручка. Распечатываем или самостоятельно переносим схему на бумагу, больше всего подойдет бумага в клетку. В одной клетке располагается одна петля по ширине и обычно один, но может быть и два ряда по высоте.  Для вязания могут использоваться несколько оттенков нитей, обычно два. Вся пряжа должна быть одной плотности. Только в этом случае рисунок будет выглядеть однородно с полотном. Для того чтобы представить, как будет выглядеть будущее изделие, можно разрисовать схему в тон пряже. Это поможет верно подобрать цвета. И парочка советов по выбору оттенков пряжи:

если выбирается темная пряжа для узора на светлом изделии, нужно учесть, что узор выглядит меньше, а со  светлой пряжей орнамент на темном становится как бы больше;
для выгодного выделения одного цвета никак нельзя лучше подходит контраст;
чтобы не переборщить с украшением изделия, при акцентирующем узоре, собранном на одном определенном участке, не стоит добавлять деталей в отделку, чем проще, тем лучше;
очень важно правильно скомбинировать  узор с самим изделием, его стилем.

При выполнении всех советов по окончании вы получите красиво украшенное изделие.

Мы собрали лучшее, чтобы сэкономить ваше время

Различие вкусов рождает соответствующее предложение. Для самых противоположных предпочтений, ситуаций и настроений мы собрали огромную коллекцию изображений. Они подойдут для оформления разных помещений: домов, маленьких комнат, жилых и рабочих пространств, кухонь, спален, залов и детских.

В «Первом ателье» вы найдёте фотообои с узорами и орнаментами в любых стилях, состоящие из непохожих друг на друга элементов, это могут быть:

  • цветы, деревья и растительные орнаменты
  • мелкие и крупные детали
  • геометрические узоры
  • плавные спокойные линии и формы
  • лаконичные графичные рисунки
  • многомерные и полноцветные сложные картины
  • детские сюжеты
  • романтические и чувственные тона и образы
  • строгие и классические элементы
  • реалистичные
  • фантазийные
  • молодёжные стили композиций
  • античные фрески
  • фактурные, объёмные или двухмерные

При выборе сюжета для определённого пространства лучше учесть его предназначение и размеры. Светлые тона зрительно увеличивают пространство. Тёмные картины требуют хорошей освещённости комнаты. Яркие и контрастные узоры хорошо будут смотреться в помещениях для большого количества людей и активных занятий. Пастельные тона и плавные линии подходят для спален и зон отдыха. Геометрические формы хорошо сочетаются с современными стилями хай-тек, модерн. Объёмные композиции требуют некоторого пространства, правильного ракурса и освещения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector