Арт-нуво в интерьере
Содержание:
- Гауди
- Стиль арт нуво в интерьере спальни: практические рекомендации
- Мотивы и линии
- Свет и декор
- Материалы для отделки
- История
- Лоос
- Гимар
- Становление и черты стиля модерн (Ар нуво)
- Меблировка
- Стиль модерн и русское возрождение за пределами Санкт-Петербурга и Москвы
- История появления стиля
- Особенности стиля
- Принципы арт-нуво
- Внезапное завершение
- Чем украсить стены, пол и потолок
- Мебель
- Стиль тиффани
- Оттенки, освещение, детали
Гауди
Термин Ар Нуво сначала использовался только для стиля, развивавшегося в Бельгии и Франции, но постепенно стал употребляться для родственных ему стилевых направлений. Термин также получил распространение в Испании, Британии и Америке. Несмотря на достаточно широкое распространение Ар Нуво в Испании, Антонио Гауди, которому удалось создать свой собственный, неповторимый стиль, занимает особое место. Во время реконструкции в 1904-1906 гг. старого жилого дома Каса Бальо Гауди проектирует новый фасад (колонны напоминают кости, необычная крыша) и интерьеры некоторых квартир. Двери отделаны маленькими зеркалами неправильной формы; в оформлении потолка использованы закручивающиеся изогнутые формы. Неподалеку располагается превосходящий размерами Каса Бальо шестиэтажный жилой дома Каса Мила с внутренними двориками, местные жители зовут его «Ла Педрера» («Каменоломня»). Его внешняя оболочка из бетона с металлическими решетками балконов заключает в себе отдельные квартиры, каждая из которых состоит из анфилады комнат неправильной формы, подогнанных друг у другу, словно камни. На плоской крыше расположились террасы с мозаичными полами из керамической плитки. Трубы украшены фантастической скульптурой. Гауди придумывал мебель с причудливо изогнутыми, иногда похожими на кости, или проволочными формами. Эта мебель специально изготавливалась искусными ремесленниками для каждого отдельного случая. Парк Гуэль (1905-1914) и недостроенный собор Саграда Фамилия (1903-1926) — примеры фантастического, полного неповторимого своеобразия стиля Гауди
Стиль арт нуво в интерьере спальни: практические рекомендации
Спальная комната в романтичном и чувственном дизайне арт-нуво покоряет сердца многих, поэтому черты этого стиля часто можно встретить даже в самых современных домах. Несколько штрихов способны превратить утилитарную комнату в самый настоящий будуар.
- Изменить стандартную прямоугольную форму окна можно с помощью декоративных накладок из дерева. Сделанные в обычном для арт-нуво стиле, они станут очень выразительным акцентом. Такие накладки можно поддержать и особым дизайном дверного полотна, с прихотливо изогнутыми филенками и стеклянными вставками в форме лепестка.
- Стены и потолок можно украсить растительным орнаментом. Тем более, что традиционные двумерные изображения и элементы арт-нуво, буквально, подталкивают к такому решению.
- Цветочная тема может быть продолжена декоративными и функциональными элементами. Вазы с флористическим орнаментом, светильники в виде бутона, лепестка или ветки дерева, узоры текстиля и картины с цветочными композициями – все это поможет созданию образа настоящего арт-нуво.
- Для такой спальни мебель лучше выбирать из натурального дерева. Кровати, стулья и полукресла могут быть украшены резьбой или овальными филенками, расположенными в форме сходящихся лепестков.
- Особое место в спальне стиля арт-нуво занимает кровать. Ее выбирают традиционной высоты, с фактурным изголовьем. Здесь можно включить фантазию по максимуму. Традиционным выбором является дерево, с выразительной резьбой, изображающей животных, птиц, растения и цветы. Классические плавные очертания арт-нуво, разноуровневые элементы и богатство используемых фактур и цветов делает возможность проявить и вкус, и фантазию.
- Изголовье для кровати может быть оформлено с использованием текстиля, позолоты, других декоративных элементов. Особенно хорошо выглядит кожа, атлас, шелк. Можно использовать материал с вышитым рисунком, тиснением или ручной выделки.
- Текстиль в такой спальне обычно используют так широко, как только возможно. Обивка мебели, шторы, ковры, покрывала, а иногда и балдахины, занавеси, декоративные ширмы – все это находит применение в интерьере арт-нуво. Текстиль должен быть качественным, разнообразным, даже роскошным. Цвета и узоры можно выбирать самые разнообразные, от глубоких и чувственных тонов до игривой цветочной расцветки, способной поднять настроение в самый пасмурный день.
- Для отделки стен можно использовать обои и текстиль, применять декоративные панели с готовым рисунком, или украшать стены росписью. На полу органичнее всего выглядит натуральное дерево, а также керамическая плитка крупного формата. Большинство любителей арт-нуво выбирает для украшения пола в спальне ковры из натуральной шерсти с ориентальным или флористическим рисунком.
- Современные образы спален в стиле арт-нуво часто выполняются в светлых, легких цветовых решениях. В небольших помещениях традиционные насыщенные цвета и обилие натурального дерева могут создать ощущение перегруженности интерьера. Избежать этого помогут белые, голубые, сливочные и бежевые тона текстиля, отказ от традиционных штор и замена их деревянными жалюзи и легкими занавесями, использование в оформлении светлых аксессуаров весьма современного вида.
- Спальни арт-нуво могут быть оформлены с использованием натуральных отделочных материалов, плавных линий мебели и декоров, единой композицией пространства и основной ключевой идеей дизайна. Все это довольно традиционно для всего стиля модерн. Собственное звучание арт-нуво придадут прихотливо сплетенные растительные орнаменты и резьба, живые растения в интерьере и образы живой природы, угадываемые в очертаниях пуфов, столиков или тумб.
Несмотря на свой возраст и длинную историю, арт-нуво вполне подходит для того, чтобы украсить вполне современное жилище, придав ему гармонию и эстетическое совершенство. Образ интерьера в стиле арт-нуво поможет не только сделать жизненное пространство комфортнее, но и насытить его особенной энергетикой, за счет фантастически красивых узоров и орнаментов, прихотливо изогнутых плавных линий и образов живой природы, отраженных в мебели и декорах.
Мотивы и линии
Отличительная особенность этого стиля – огромное количество волнообразных ассиметричных линий, которые часто принимают форму цветочных стеблей и почек, крыльев насекомых, усиков винограда и других извивающихся природных элементов. Эти линии встречались почти в каждой детали стиля: в мебели, окнах, дневных проемах, отделке. Зачастую они встречались также и в лепнине.
Лепнина, лилии и цветы – ар-нуво во всей своей красе.
Стремление к природе выразилось и через цветы: в ар-нуво они повсюду. Самые популярные цветы — лилии, ирисы, орхидеи, это объяснялось растущим интересом ко всему экзотическому в начале 20-го века.
Свет и декор
Атмосфера 20-х требует много светильников: трапециевидных, ступенчатых, в виде шаров и башенок. Умножат свет и зеркала: собственно, зеркало-солнце в рамке из лучей – визитная карточка стиля.
Уместны вазы – обычные, напольные, украшенные античным или иным узором, изображением солнца, геометрическими фигурами.
Окончательно воссоздать антураж начала ХХ века помогут постеры – с винтажной рекламой, небоскребами, девушками в стиле ретро.
Кстати о девушках: статуэтки – непременный атрибут арт-деко. Фигурки девушек на шаре, с веслом, с теннисной ракеткой прочно связаны с 20-ми годами, когда возобновился интерес к Олимпийским Играм и стал формироваться культ спортивного тела.
Дополнят интерьер картины или фото «географического» содержания: саванны, пустыни, пирамиды, виды Тадж-Махала и Запретного города.
Пальмы в кадках и другие экзотические растения привнесут в жилище почитаемый когда-то дух авантюризма. А сувениры, привезенные из путешествий, курительные аксессуары, письменные приборы, граненные сосуды, антикварные шкатулки добавят эксклюзивные штрихи.
В отличие от арт-нуво, своего предтечи, арт-деко не приемлет витиеватый растительный орнамент и банальный принт «в цветочек»: об этом следует помнить, выбирая шторы и портьеры.
Интерьеры арт-деко обожают известные, публичные, не чуждые искусству люди. А также финансисты и политики, потому что в этот стиль прекрасно вписываются статусные вещи: изделия из серебра и крокодиловой кожи, меха и слоновой кости.
Арт-деко – как никакой иной дизайнерский прием подчеркивает творчество натуры и, вместе с тем, статус хозяина жилища.
Хотите ощущать себя миллионером? – Обустройте свой дом в жанре арт-деко!
Арт-деко в интерьере – фото
+ Похожие стили:
- › Стиль авангард в интерьере
- › Интерьер в стиле шебби шик
- › Интерьер в стиле поп-арт
≡ Список интерьерных стилей →
голоса
Рейтинг статьи
Материалы для отделки
Для отделки комнат используют различные по фактуре материалы, которые создают органичную комбинацию. В качестве напольного покрытия применяют штучный паркет. В современном арт нуво допустимо использование ламината. Для отделки пола на кухне и в ванной применяют каменную или кафельную плитку, которая плавно перетекает в древесную облицовку соседних комнат. Поверхности часто украшают узорами и плавными разводами, которые напоминают оригинальную текстуру дерева или смешение сливок в чашке кофе. Стены оклеивают обоями или покрывают декоративной штукатуркой. В редких случаях их окрашивают или драпируют тканями, которые мягкими ниспадающими складками вносят дополнительную порцию «волнистости» в интерьер. Потолок штукатурят в классический белый цвет. Однако его фактура редко бывает лаконичной из-за дополнений в виде растительного орнамента из лепнины или витражных вставок. Именно в этом направлении (первом из классических) прижилась идеи использования потолков сложной конфигурации. Сейчас в современных стилях такое интерьерное решение не ново, а во времена расцвета арт нуво это было в диковинку. Каминные полки, декоративные ниши, акцентные элементы отделывают натуральным или искусственным камнем.
История
Вместе с декорированностью первые дизайнеры пытались впустить в дом больше воздуха и света – увеличивали окна, заменяли элементы мебели на стекло, делали стулья очень тонкими и аккуратными.
Ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») – художественный стиль, который появился во Франции в конце 19-го века (1890-1914). Стиль быстро стал популярным: художники и дизайнеры начали использовать его в архитектуре, домашнем декоре, ювелирном искусстве
Важной особенностью стал тот факт, что художники отказывались использовать в ар-нуво элементы прошлых стилей, они стремились создать полностью новое, оригинальное слово в искусстве
“Новое искусство” быстро распространилось по Европе благодаря иллюстрированным журналам и международным выставкам; докатился стиль и до Америки. Дизайнеры и художники поверили в то, что художественный стиль можно унифицировать и привести в гармонию: здания, текстиль, мебель, ювелирные изделия, одежда – все должно было соответствовать друг другу.
“Art Nouveau переводится с французского как «новое искусство». В разных странах стиль назывался по-разному: «Modernisimo» – в Италии, «Liberty» – в Испании, «Jugendstil» в Германии, а в странах восточной Европы перемешался с другими стилями и носил единое имя – «Modern».”
Во многих отношениях стиль появился в качестве ответа на промышленную революцию – когда начали массово производить товары для дома по доступным ценам. В это время модным стало использовать в интерьере чугунные и железные элементы.
Важно! Не путайте ар-нуво и арт-деко – это два разных стиля, разительно отличающихся друг от друга. На первом фото – ар-деко. , который заменит ар-нуво через 30 лет, с четкими линиями и строгой геометрией
На второй – стиль, о котором вы сейчас читаете
, который заменит ар-нуво через 30 лет, с четкими линиями и строгой геометрией. На второй – стиль, о котором вы сейчас читаете.
Лоос
Архитектор и дизайнер Адольф Лоос (1870-1933) одно время входил в Сецессион. Известность он приобрел в основном благодаря своим сочинениям, в которых сформулированы основные принципы теории, сыгравшей важнейшую роль в развитии модернизма. В своей статье «Орнамент и преступление», написанной в 1908 г., Лоос критикует орнаментацию, видя в ней проявление упадка. Среди его работ — проекты мебели из гнутого дерева для фирмы братьев Тонет и изделий из стекла (выпускаются до сих пор) для венского завода Лобмейера. Его архитектурные проекты отличаются отсутствием орнамента. Нижние этажи венского магазина фирмы «Голдман и Салач» (1909-1911) украшены дорическими колоннами, но здание сильно критиковали, поскольку верхние этажи имели гладкие стены и простые квадратные окна. Интерьер крохотного венского «Кернтнер-бара» (1907) с прямоугольными панелями на потолке, полом, выстланным квадратной плиткой, и дорогой мебелью из кожи и дерева вряд ли можно назвать аскетичным. Напротив, строгость созданного Лоосом дома Штейнера (1910) граничит с грубостью — массивные белые стены и прямоугольники окон. Но интерьеры не такие строгие, как фасады.
Стиль Сецессиона оказался самым перспективным направлением Ар Нуво. Геометрические формы венского стиля лучше согласуются с концепцией зарождающегося модернизма. Коломан Мозер (1868-1918) также входил в число дизайнеров, участвующих в Венском Сецессионе, ему принадлежит целый ряд проектов, в том числе мебели. Петер Беренс, хотя и являвшийся членом Мюнхенского Сецессиона, перешел от югендстиля к модернизму: в его мастерской начинали свой творческий путь пионеры европейского модернизма — Гропиус, Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье.
Гимар
В Париже самым значительным представителем стиля Ар Нуво был Эктор Гимар (1867-1942). По профессии Гимар был архитектором, но он оформлял интерьеры, разрабатывал дизайн мебели и более мелких предметов, таких как керамическая плитка, оконные и дверные ручки, каминные доски, которые можно было производить партиями на продажу. Можно даже назвать его пионером промышленного дизайна. Он работал над такими проектами, как оформление входа в парижское метро, строительство которого велось в конце XIX века. Многие ранние работы Гимара и некоторые более поздние дома и виллы имеют причудливые, фантастические формы, но главные его проекты могут по праву считаться шедеврами Ар Нуво.
Замок Беранже — это шестиэтажный жилой дом в Париже с внутренним двором, в который можно попасть через арку. На первый взгляд Гимар использует романский стиль, но если внимательнее посмотреть на приземистые колонны по обеим сторонам от входа и орнаменты, становится ясно, что этот стиль имеет совершенно самостоятельный характер. Металлические решетки, облицовка терракотовой плиткой, расписанный трафаретными орнаментами потолок — все это характерно для Ар Нуво. Интерьеры квартир, конечно, разные, в зависимости от вкусов жильцов. На старых фотографиях можно видеть Гимара в мастерской, которая находилась в его квартире, — вокруг мебель, выполненная по его рисункам, элементы декора из дерева и гипса. Многие вещи выставлялись на продажу в каталоге «Стиль Гимара». Собственный дом Гимара в Париже представляет собой четырехэтажное угловое здание, выстроенное на участке треугольной формы. Два выходящих на соседние улицы фасада асимметричны. Внутри, судя по фотографиям, были комнаты необычной формы.
Помимо проектов парижских многоквартирных жилых домов, административного здания и частных особняков в Париже и его окрестностях, в1890 г. Гимар работал над дизайном интерьеров парижского метро и оформлял вход в него. Наземные павильоны метро отличались друг от друга; некоторые имели стеклянную крышу, большинство — вывеску, осветительные приборы и доски для рекламных объявлений и опознавательных знаков. Гимар разработал стандартные элементы — металлические секции перил, вывески, фонарные столбы и стенные панели, которые можно было изготовить заводским способом и собрать в разных сочетаниях для той или иной станции метро. Некоторые большие станции имели уникальный дизайн, но в основном применялись типовые элементы. Многие павильоны были снесены, однако сохранившиеся образцы стали неотъемлемой частью парижских улиц. Гимар продолжал работать вплоть до 1929 года. Проекты Гимара, как и большинство проектов в стиле ар нуво, требовали дорогостоящего ручного труда. Например, чтобы изготовить стул в стиле Ар Нуво, нужны были серьезные навыки в обработке дерева. Подобные предметы могли себе позволить только богатые клиенты.
Становление и черты стиля модерн (Ар нуво)
Поначалу модерн «питался» готикой (преобладание вертикальных композиций, частый мотив лилии как знака отстранённой утончённости; образ тонкорукой меланхоличной девы, часто с закрытыми глазами).
Также на ар нуво повлияли крито-микенская и этрусская античные культуры, мелкая пластика Древнего Египта. Орнаментальный ряд заимствовал элементы из кельтских вещей (да, кельтские «плетёнки» это не только татуировки) и рукописных книжных узоров.
Но. Отринув копирование, модерн проводил синтез, глубоко осмысляя прежний опыт прекрасного. Сравните кельтский орнамент-уголок и некоторые броши ювелира Вильгельма Лукаса фон Кранаха. Это явно не чужие друг другу образы.
Проникновение японского «природного» стиля в европейский модерн
Как раз тогда Страна восходящего солнца дотянулась, наконец, до Европы (поклон японским художникам Хокусаю, Хирошиге, и не им одним), и это неожиданным образом повлияло на новый художественный стиль Европы. Внутри художника-японца словно спрятан некий фильтр. Реальность, пройдя сквозь узкое сито японских глаз, предстаёт изысканным танцем —
воды и цветов,
скал и птиц,
Это теперь Фудзияма, хризантема, карп и журавль для европейца — общее художественное место. Японское. Но было время, когда роза Европы впервые уступила место хризантеме, — на груди художника (помечтаем: в петлице фрака!). Волны, струи дождя, листва и стебли бамбука, цвет сакуры, изгибы водорослей и стаи рыбок — всё это тоже вошло в систему орнаментов модерна.
Меблировка
Предметы обстановки существенно отличались в зависимости от стран, в которых их производили. Важным производственным центром этого периода стала Бельгия. Стиль модерна ярко раскрылся в работах Виктора Орта, Анри Ван де Вельде, Гюстава Серрурье-Бови. Для их мебельного дизайна в меньшей степени характерны природные формы и в большей — изогнутые абстрактные линии. Мебель бельгийской компании «Ван Висселинг & Ко» представляла несколько иное направление. Работавшие для фирмы дизайнеры, применяли образцы и материалы восточных стран, в частности породы экзотических индонезийских деревьев и удачно сочетали их с конструктивными деталями.
В дизайне немецкой мебели югендштиля существовало два направления: рационалистическое и экспрессивное. Рационалистический стиль отличается использованием недорогих доступных материалов, простотой форм, практичностью и стремлением создавать образцы для промышленного изготовления. Для изделий экспрессивного направления эталоном служил растительный и животный мир.
Ведущие дизайнеры Вены рассматривали изготовление мебели как архитектурное искусство, что выражается в точных геометрических формах. В Америке среди мебельного производства все еще господствовали старые традиции, и Буффало Ролфс был одним из немногих дизайнеров, кому удалось придать изделиям природные мотивы и волнообразные линии арт-нуво. В странах Скандинавии и Центральной Европы формировались собственные традиции, связанные с народным творчеством и национальными орнаментами.
Большинство дизайнеров Парижа стремились к возрождению пышного декора стиля рококо или барокко. Важнейшим центром мебельного производства традиционно оставался французский город Нанси, в котором две компании, Луи Мажореля и Эмиля Галле, производили исключительные образцы мебели в духе традиционных форм и природных мотивов.
Стиль модерн и русское возрождение за пределами Санкт-Петербурга и Москвы
Церковь Святого Духа в Талашкино работы Сергея Малютина , 1903-05.
Колонии искусства
Модерн в России продвигали не только архитекторы-одиночки, но и арт-колонии, работавшие в стиле русского возрождения . Две самые известные колонии находились в Абрамцево , финансировались Саввой Мамонтовым , и Талашкино , финансировались княжной Марией Тенишевой . В основном они касались интерьера и керамики, но оставили памятники архитектуры:
- Церковь Святого Духа в Талашкино работы Сергея Малютина с мозаиками Николая Рериха (1903–1905),
- Дом «Теремок» в Талашкино Сергея Малютина (1901–1902), который впоследствии разработал проект Дома Перцовой в Москве (см. Выше).
Некоторые исследователи включают церковь Святого Мандилиона в Абрамцево в список построек в стиле модерн, но она была построена в 1881–1891 годах, до зарождения движения модерн.
Другие православные церкви
Большинство церквей в стиле модерн в России также считаются русским возрождением . Наряду с уже описанными примерами, некоторые известные примеры включают:
- Церковь Святой Троицы в Балаково , Саратовской области по Шехтель (1908-09),
- Церковь Святой Троицы в Бехово Тульской области работы известного художника Василия Поленова , архитектора церкви в собственном имении (1904–1906),
- Серафимо-Знаменский скит в Битягово Московской области Леонида Стеженского (1912),
- Воскресенский собор в Твери работы Николая Омелюстого (1912–1913),
- Церковь Святого Мандилиона в Клязьме, Пушкино , Московская область, работы Сергея Вашкова и Василия Мотилёва (1913–1916).
Деревянное искусство
Резьба по дереву также является отличительной чертой стиля русского возрождения и стала характерной чертой деревянных домов в стиле русского модерна. Дома с резьбой по дереву можно встретить не только в Средней России, но и в Сибири , в Томске и Тюмени .
История появления стиля
Сам термин «арт нуво» означает «новинку в искусстве». В историю дизайна он действительно ворвался свежим ветром, безжалостно сметающим на своем пути постылые идеи прежних стилистических концепций. Временем рождения направления принято считать конец XIX века. В этот период технический прогресс только набирал обороты. Границы между странами стремительно стирались, что влекло за собой смешение стилей. Хотя мир развивался стремительно, в искусстве процесс перемен проходил гораздо медленнее. Пресыщенные роскошью богатых апартаментов оформители старались почерпнуть новые идеи, которые соответствовали «духу времени». Молодое поколение архитекторов, художников, дизайнеров осознанно стремилось синтезировать новый стиль: с грандиозным размахом, непохожий на предыдущие направления, уникальный в своем роде. Формирование арт нуво началось одновременно в нескольких уголках Европы. В разных странах он даже получил другие названия. Арт нуво, метро, или стиль Гимара направление окрестили французы. Гимар — архитектор, который оформлял входы в метрополитен, прославившиеся своей уникальностью и «непохожестью» на аналогичные объекты в других странах. В Бельгии его называли стилем Орта (архитектор-модернист), в Италии — либерти. Художники и оформители черпали вдохновение из природы: мягкие линии, нейтральные расцветки, оригинальный декор, который напоминал естественные элементы (бабочки, бутоны, стрекозы). Классический арт нуво не признавал упорядоченность в интерьере. В более современных версиях направление претерпело изменения и под давлением идей рационализма постепенно стало вычеркивать природную составляющую из основной концепции. Впоследствии стиль стал родоначальником ар деко и положил начало эпохе функционализма в искусстве в целом, и в дизайне в частности. В период расцвета арт нуво использовался повсеместно в оформлении ресторанов, магазинов, кафе и закрытых клубов, где собиралась творческая богема.
Особенности стиля
- Характерной и самой основной особенностью стиля является отказ от прямых линий и углов.
- Основной упор делался на декоративный, органический характер рисунка.
- Придание прочным предметам ощущения хрупкости и воздушной легкости.
- Асимметрия буквально во всем будь то арка, спинка кровати или комод.
- Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки — цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона.
Ар-нуво – новое искусство (в дословном переводе с французского «artnouveau»). Именно ИСКУССТВО и не что-либо еще. Джон Рёскин — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт – в свое время сильно повлиял на становление стиля Ар-нуво и призывал вернуться к ремёслам, ссылаясь на то, что великое творение Микеланджело в Сикстинской капелле является по сути декоративной росписью.Он пропагандировал уходить от массового фабричного производства и повышать эстетическую ценность обычных предметов быта. В архитектуре, интерьере, мебели, декоративно прикладном искусстве было объединение художников и ремесленников, а позднее создавались компании по производству предметов быта Ар-Нуво. Таким образом, стиль охватывал все сферы окружающей среды.
Сохранить фото
Чтобы добавить фотографию к себе, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь. Основным постулатом было – не тратить время на оживление умерших стилей и создание псевдодревних предметов культуры, а сосредоточиться на современном дизайне повседневных вещей. Наряду с этим художники вдохновлялись национальным наследием прошлого, например ранним кельтским искусством, древнеирландским и англосаксонским наследием. Наиболее ярким примером такого интереса было создание в 1900г. коллекции украшений «Cymric» для магазина «Либерти». Благодаря своей избирательности в использовании наследия прошлого и сложному переплетению различных заимствований ар нуво стал тем, чем он стал – абсолютно новым уникальным стилем.
Сохранить фото
Чтобы добавить фотографию к себе, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь. Luciano Mortula — LGM Shutterstock.com
Настоящим открытием для Запада XIXв. стало искусство Востока (особенно Японии), когда между ними начались торговые отношения. Невероятной популярностью пользовались японские гравюры. Особенно высоко их оценивали французские художники-авангардисты, обнаружившие для себя новые решения композиции и использования цвета. Японские художники использовали фон в качестве композиции. Им удавалось поддерживать равновесие между основным изображением и фоном. Деликатность и изящество японских гравюр полностью отражало то, что к чему стремились мастера Ар-нуво – созданию истинного изысканного стиля.
Высшие и средние классы готовы были тратить лишние деньги на предметы роскоши и просто на дорогие предметы быта. Обладание этими предметами приносило их владельцам ощущение собственной значимости, удовлетворяло страсть к элегантности и элитарности.
Сохранить фото
Чтобы добавить фотографию к себе, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь. Многие художники, скульпторы и архитекторы оставляли свои основные профессии, чтобы заняться дизайном бытовых предметов, считая его более жизненным и социально значимым. Работы мастеров ар нуво воспринимались как произведение искусства.
Принципы арт-нуво
Стиль сильно отличается от всех предшествовавших ему направлений, поскольку характеризуется максимальной декоративно-прикладной направленностью и рассчитан, главным образом,на производство утилитарных, бытовых вещей, которые наряду с удобством обладают незаурядной эстетикой. Впервые перед искусством стояла непростая задача:служение не богатству и могуществу, а доступность для широких слоев населения. Целью большинства мастеров стала разработка новых эстетичных форм, рассчитанных на машинное производство, новые материалы и технологии, вовлечение как можно большего количества сфер человеческой деятельности в область прекрасного. Еще одна из особенностей периода — стремление к повышенному комфорту.
Арт-нуво появился под влиянием не только эстетических направлений, отдельных художников, покровителей и деятелей искусства, а также общественных учреждений, производителей, издательств. Направление охватило живопись и графику, архитектуру, скульптуру, декоративное искусство, промышленное производство. Стиль обладал разнообразными особенностями, которые проявлялись в зависимости от области его применения. В каждой из перечисленных областей можно назвать личности, творения которых стали знаковыми для быстротечной эпохи арт-нуво.
Внезапное завершение
Стиль не изжил себя, не перешел постепенно в другие направления. Он оборвался внезапно в начале широкомасштабной войны 1914 года, охватившей всю Европу, а общественные интересы обратились в другом направлении. Когда чрез четыре года военные действия закончились, мир существенно изменился. Прекратили свое существование нескольких крупнейших мировых империй, произошли территориальные трансформации, стала иной политическая ситуация. Но главное – это появление новых материалов и технологий, увеличение производственных мощностей. Основным потребителем стал значительно возросший средний класс. Человечество жило другими темпами и стремлениями. Совсем иные формы и линии потребовались от дизайнеров для создания утилитарных практичных вещей. Однако интерес к арт-нуво после 1950-х годов опять возрос и с тех пор не прекращается, проявляя себя в различных областях искусства и производства.
Чем украсить стены, пол и потолок
Сегодня арт-нуво в интерьере – это шик, и грандиозный размах. Сэкономить на его создании не удастся. Для отделки основных поверхностей обычно выбирается дерево, обладающее изысканной фактурой, натуральный камень или его искусная имитация, цветное стекло.
Витражи и кованая лестница – визитная карточка арт-нувоИсточник remontotdelka-spb.ru
Стены можно покрасить, но проёмы нуждаются в красивом дорогом обрамлении. Для этого используются доборы, наличники, дуги, пластины их дорогих пород. Камнем обшиваются камины. На полу роскошный паркет. Оконные проёмы обязательно скругляются гипсокартоном, украшаются изогнутой лепниной или тем же деревом, что и дверные проёмы. Стекло оформляется особой техникой, которая помогает формировать эффект мерцающего льда. Из кованого металла изготавливается вся фурнитура и каминная решётка. В помещении не должно оставаться ни одного острого угла, нужно постараться стереть все прямые резкие линии.
Потолки должны иметь необычную форму. Сегодня создавать е можно при помощи натяжных конструкций и гипсокартона. Если их дополнительно украсить бордюрами, выполненными из гипса, молдингами и сложной лепниной, получится очень красиво.
Потолки необычной формыИсточник avatars.mds.yandex.net
Мебель
Элементы обстановки следует подбирать с особенной тщательностью – они должны полностью соответствовать всем требованиям стиля. Формы должны быть плавными, изогнутыми, а сама мебель обычно сделана из дерева. Иногда используются металлические предметы – кровать с кованой спинкой и основанием или стулья причудливых форм из того же кованого металла. Это вполне объяснимо – именно металл позволяет создавать все виды необходимых украшений и форм.
Шкафы преимущественно изогнутых форм, с арочной верхней частью. Закрытых полностью практически нет – их место занимают модели со стеклянными дверцами и разнообразные открытые полки. Современная мебель не слишком подходит, но, используется часто, так как найти настоящую антикварную мебель очень сложно и стоить она будет заоблачных денег. Если же выбрать вариант с изготовлением на заказ, то это обойдется практически в ту же сумму.
Стиль тиффани
Предприятие Луиса Комфорта Тиффани в свое время превзошло славой ювелирную компанию его отца. Не зря арт-нуво в Соединенных Штатах называют его именем. Фирма и завод Тиффани младшего, Tiffany Glassand Decorating Company, оформила множество интерьеров общественных зданий, отелей, ресторанов, домов богатейших людей Америки. Однако сегодня имя великого художника связывают в основном с лампами и витражами в стиле арт-нуво.
Стекло было наибольшей страстью Луиса Комфорта, и он рано увлекся витражным искусством. На его предприятии работали лучшие специалисты. Сейчас невозможно даже приблизительно назвать количество типов, текстур, и оттенков стекол, которые производили на фабрике Тиффани. Из этого богатого разнообразия материала создавали в основном витражи. Их Луис Комфорт выполнил больше, чем кто-либо из его современников. Его многочисленные витражи похожи на светящиеся живописные полотна с тонкой детализацией, цветовыми и теневыми переходами.
Для остававшихся кусков стекла была придумана техника, повторяющая витражный эффект в миниатюре, что позволило создавать абажуры для ламп. Технологию быстро переняли другие производители. Однако лампы от Тиффани всегда отличались одной особенностью: каждый стеклянный кусочек даже самый мелкий, не был однородным, в нем всегда присутствовал переход цвета или вкрапления, переливы либо особая фактура. Как правило, это не прозрачные, а матовые и молочные стекла самых разнообразных оттенков.
Оттенки, освещение, детали
Цвета главенствуют приглушенные, натуральные: шоколадный, оливковый, терракотовый, песочный, серый с лиловым или розовым отливом. Допустимы, однако, яркие вспышки – многоцветные панно, витражи, мозаики.
Как любой ретро-стайл, арт-нуво не сочетается с галогенами и светодиодами. Освещение должно быть интимным, задушевным: его источники – матовые плафоны, абажуры, утонченные бра, торшеры в виде ландышей и лебединых шей и, конечно же, легендарные лампы Тиффани с пестрыми колпаками.
Арт-нуво – прием настолько живописный, что, в сущности, не требует много сторонних деталей
Украшая дом, уже украшенный элементами, которые содержатся, собственно, в стиле, важно не переусердствовать с мелочами. Достойно впишутся в убранство крупные, цветного стекла вазы, старинные часы, картина истинного мастера
Всего лишь несколько винтажных нюансов (состаренное фото или же подсвечник) подчеркнут историю стиля, его истоки.
Арт-нуво – выбор людей неординарных, уверенных в себе и даже дерзких, чьи достижения очевидны, а вкус безупречен.